Пятница, 03.05.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Июль » 29 » Невроз в переходном возрасте. Подростковый возраст и неврозы
03:57

Невроз в переходном возрасте. Подростковый возраст и неврозы





невроз в переходном возрасте
Подростковый возраст и неврозы

Если игнорировать научные данные об особенностях психического и физического развития детей, далеко не всегда то новое, что появляется у детей в подростковом возрасте, для взрослых желательно и приятно. И отношение к этому новому у родителей, к сожалению, далеко не всегда правильное. До тех пор, пока это новое и неприятное не выходит за пределы семьи, а здоровье ребенка не вызывает тревоги, одни родители стремятся все это новое объяснить переходным возрастом и ничего не предпринимают хотя бы для коррекции поведения ребенка и облегчения его состояния. Другие негодуют, неприятное в поведении ребенка рассматривается ими как злой умысел с его стороны, как сознательное упрямство, как нежелание считаться с ними. Начинается открытая или скрытая борьба за восстановление родительского авторитета, страдают обе стороны. В том и другом случае нередко создается ситуация с далеко идущими последствиями для ребенка.

Когда же новое в поведении подростка выходит за пределы семьи, начинает проявляться в отношениях со сверстниками и учителями, родители, как правило, это поведение ребенка пытаются объяснить его нервностью и обращаются к врачу в надежде получить какое-то чудотворное лекарство.

Подростковый возраст труден и для родителей, и для ребенка. Выше уже говорилось о глубокой перестройке организма подростка. Гармонично сложенный ребенок вдруг начинает быстро расти и превращается в неловкого увальня с непомерно длинными руками и ногами, которые он сам не знает куда девать; грубеют и заостряются черты лица, ломается голос, резко увеличиваются размеры кистей и стоп, формируются вторичные половые признаки, у девочек появляются менструации, у мальчиков — эякуляции. Все эти изменения имеют функциональный характер и при благоприятных условиях к 15—16 годам, к концу периода полового созревания, когда наступает «фаза успокоения», выравниваются.

Но дисгармония не ограничивается физическим состоянием и строением организма подростка. Такие же резкие изменения наступают и в его психике. Эмоциональные проявления становятся неустойчивыми, противоречивыми, взрывы нежности и ласковости к близким внезапно сменяются сухостью, даже враждебностью; повышенная, подчас экзальтированная, общительность сменяется нелюдимостью, веселое настроение — подавленным и даже тоской, приступы чуткости и нежности — отчужденностью, черствостью.

Подросткам свойственна повышенная самонадеянность (как проявление борьбы за автономию своей личности) и одновременно застенчивость, неуверенность в себе. В этом возрасте происходит оценка и переоценка социальных ценностей. Материалом для этой громадной психической работы в первую очередь являются родные. Именно их поведение, высказывания, социальные установки мотивы поступков и действий, их авторитет подвергаются в сознании подростка пристальному вниманию и оценке. Подросток критически анализирует психологический климат, созданный родителями в семье. И это при свойственной ему повышенной критичности по отношению к окружающим и недостаточной критичности по отношению к себе. Перед подростком хотя и неопределенно, но встают мучительные проблемы выбора жизненного пути, профессии. Все это в условиях повышенной оценки своих возможностей и при подчас реальном снижении трудоспособности в связи с повышенной утомляемостью. Нередко не только в силу названных причин, но и других факторов подросток находится в сложной внутренней конфликтной психологической ситуации. В этот же период у него усиливается интерес к противоположному полу, возникают сексуальные влечения и романтические отношения.

Известный психиатр П. Б. Ганнушкин о психическом состоянии подростков писал так: «Подростки делаются непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Естественный и здоровый протест против часто злоупотребляющих своим авторитетом старших вырастает в бессмысленное упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету. Развивается заносчивость и самоуверенность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувство острого недовольства собой ....

Было бы грубейшей ошибкой рассматривать перестройку в организме подростка как нечто неожиданное, болезненное, появляющееся внезапно, и связывать ее только с биологическими факторами. В этой перестройке громадное значение имеют факторы социальные и в первую очередь условия воспитания. Все то новое, что возникает на каждом следующем этапе, закладывается на предыдущих этапах развития ребенка. На каждом новом этапе развития появляются новые виды социальной деятельности, новые интересы, новые мотивы поведения, новые потребности, новые уровни взаимоотношений. Но все это не вдруг: начало их воспитывается и закладывается раньше.

Таким образом, не совсем правы те родители, которые утверждают, что ребенок вдруг превратился из хорошего в плохого. Нет, все то уродливое и нежелательно гипертрофированное, что возникло в характере подростка, было заложено в предыдущие годы и явилось результатом неправильной организации семьи, дефектов воспитания, неправильного поведения взрослых членов семьи, незнания и непонимания ими психического и физического развития ребенка и подростка.

Вместе с тем болезненные реакции могут быть не только у подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях, но и у детей, перенесших тяжелые болезни, особенно заболевания мозга, у ослабленных детей и у детей с явлениями задержки психического и физического развития. Значительно реже отклонения в поведении имеют место и у здоровых подростков из вполне нормальных семей.

Указанные факторы — лишь условия, на фоне которых под влиянием психических вредностей возникают нервно-психические расстройства, называемые психогенными болезнями. К ним относятся различные неврозы и психозы.

Под психическими вредностями принято понимать такие конфликтные для подростка ситуации, которые сопровождаются у него переживаниями обиды, огорчения, гнева, страха, оскорбления, чувства одиночества, несправедливости, испуга, невозвратимой потери и др., т. е. такие ситуации, при которых возникают отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Особенности психического состояния подростка, его постоянное стремление к утверждению своей личности, эмоциональное напряжение делают его необычайно ранимым в психическом отношении, а нередко и источником конфликтов Эти конфликтные ситуации с необычайной легкостью возникают у подростка в семье, в школе, на улице. Ранящие подростка ситуации буквально «вспыхивают» в тех семьях, где родители продолжают относиться к нему как к маленькому ребенку и пытаются волевым нажимом утвердить свой родительский авторитет. Победителей при этом, как правило, не бывает: страдают и родители, и дети. К сожалению, многолетний опыт показывает, что очень часто, прежде чем начинать лечение подростка, приходится лечить его родителей, которые тоже находятся в состоянии нервного срыва и не понимают, что всем своим поведением и высказываниями они продолжают поддерживать психотравмирующую ситуацию. Положение резко ухудшается, становится почти трагическим в тех семьях, где родители, мать или отец, злоупотребляют алкоголем и страдают изменениями личности, которые развиваются у алкоголиков. Следует подчеркнуть, что при хроническом алкоголизме в первую очередь страдают высшие, тонкие человеческие эмоции, наступает общее огрубение личности, снижение критики к себе. Естественно, что родители-алкоголики не в состоянии учитывать индивидуальные особенности подростка, значимые для него потребности, они грубо вмешиваются в занимаемую подростком жизненную позицию (пусть еще даже формирующуюся), что обязательно ведет к нарушению системы внутрисемейных отношений, не говоря уже об отношениях более широкого круга. Все это не только создает труднопреодолимые барьеры для воспитания подростка, но и ведет к психотравмирующим ситуациям.

Действие психотравмирующих факторов облегчается и усугубляется нарушением гигиенических режимов, чрезмерными занятиями и развивающимся в связи с этим переутомлением. Встречаются иногда родители, которые буквально заставляют ребенка, не считаясь с его возможностями, интересами и способностями, заниматься, помимо школы, например, музыкой, балетом, математикой и др. У ребенка создается информационная перегрузка, возникает постоянная тревога не уложиться в регламент времени и что-то не доделать, при неудачах появляется ощущение неполноценности, развивается внутренняя психоконфликтная ситуация и при действии даже ничтожных психотравмирующих факторов происходит срыв по невротическому типу.

  • К списку статей







  • Источник: psy-ua.com
    Просмотров: 509 | Добавил: assbabse | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Июль 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz